NU MAGAZINE
март 2019
Содержание
Преподавателей Школы наук и технологий наградили знаками отличия
Профессора Школы наук и технологий Антон Десятников и Александр Тихонов награждены нагрудными знаками отличия «Білім беру ісінің құрметті қызметкері». Также ценную награду получил руководитель наблюдательной астрофизики и оптического приборостроения в проектной группе «Энергетическая космическая лаборатория», доктор Брюс Гроссан.
Профессор физики Антон Десятников был награжден за научные исследования и публикации в области материалов и фотоники, успешной образовательной деятельности и активное участие в работе «Казахстанского Физического Общества».
Ассистент-профессор физики Александр Тихонов был награжден за успешные научные исследования и строительство в НУ импульсного ускорителя ионов нового поколения (INURA) в рамках целевой научной программы “НУ-Беркли”.
Среди достижений доктора Брюса Гроссана — успешная работа над проектами в астрофизике и космологии, связанными с космическими гамма-всплесками (GRB), дальним инфракрасным космическим фоном, активными галактическими ядрами и внегалактическими вымираниями. В настоящее время доктор Гроссан возглавляет проект по наблюдению широкополосного оптического наклона быстрого всплеска GRB.
Церемония награждения состоялась в Назарбаев Университете 7-го Февраля 2019 года. Награды вручил советник президента АОО «Назарбаев Университета» Канат Байгарин.
Назарбаев Университет подписал меморандум с национальной железнодорожной компанией
Между Назарбаев Университетом и АО «НК «Қазақстан темір жолы» подписан Меморандум о сотрудничестве. Документ подписали Вице-президент по инновациям Назарбаев Университета Ерден Құсаин и заместитель Председателя Правления по корпоративным вопросам и HR АО «НК «ҚТЖ» Серик Абденов.
Меморандум направлен на развитие сотрудничества в области инновационной и образовательной деятельности. В рамках сотрудничества организации планируют проводить совместные программы акселерации инновационных проектов, а также организовывать специализированные образовательные мероприятия: тренинги, семинары, стажировки. В КТЖ ожидают, что сотрудничество с НУ поможет развитию общей кадровой политики в компании и повышению профессионализма железнодорожников.
О равном доступе к возможностям в образовании
Центр инклюзивного образования Education for all второй год работает на кампусе Назарбаев Университета. За этот срок участники Центра успели приобрести известность в Астане и за ее пределами. Помимо образовательных услуг, центр ведет проект инклюзивного театра, в репертуаре которого несколько пьес и мюзиклов. Сегодня наши собеседник – Камила Ролан, основатель и идейный вдохновитель центра. Камила является выпускницей Школы гуманитарных и социальных наук и Высшей школы образования Назарбаев Университета.
Камила, расскажите об истории создания центра. С чего все началось?
— Сегодня в Казахстане проживает более 70 тыс. зарегистрированных детей со статусом инвалидности (и значительно больше — детей с особыми потребностями), из них 20% учатся в общеобразовательных школах. Большинство детей остаются на надомном обучении, что ограничивает их возможности развивать навыки коммуникации, заводить друзей, получать конкурентноспособное образование.
Будучи волонтером Красного Полумесяца РК, я с 2012 года занималась проектом по обучению детей из малообеспеченных семей и мигрантов. После четырех лет ведения данного проекта я решила поступить на магистратуру в области инклюзивного образования, что позволило мне осознать весь спектр проблем и барьеров к внедрению данной модели обучения, и получить навыки, необходимые для их преодоления. Понимая, что в частном неправительственном секторе можно более гибко применять новые для Казахстана примеры, я решила основать общественную организацию «Education For All» — EFA.
На базе EFA вместе с командой мы запустили центр инклюзивного обучения, где сегодня обучаются дети из обычных школ и дети с особенностями в развитии. Они вместе изучают академические, спортивные, творческие предметы, а также курсы по профессиональной ориентации.
С самого начала наши группы были небольшими, и, честно говоря, у нас до сих есть трудности в привлечении учеников. Среди учеников сразу были дети из разных групп: с синдромом Дауна, с расстройством аутистического спектра, гиперактивные дети, одаренные дети, дети из малообеспеченных семей. Иногда такое разнообразие пугало родителей, был случай, когда родитель ушел, увидев в группе особенного ребенка, но были и те, кому наш подход пришелся по душе. В целом, мы поддерживаем тесный контакт с родителями наших учеников.
Каковы основные трудности в вашей работе?
— Основной трудностью стала наша неопытность, особенно в финансовых и юридических вопросах, потому что я часто испытывала нехватку понимания, как нужно вести социальный бизнес и деятельность общественной организации. Пока я решала эти трудности и занималась фандрейзингом, не могла всецело сфокусироваться на самой основной части — непосредственной работе с детьми. Говоря о том, что мы социальный бизнес, нежели грантополучатели, мы испытываем ограниченность в тех финансовых средствах, которые мы зарабатываем. Для меня лично моя организация — это неоплачиваемый труд, поэтому приходится совмещать его еще и с полноценной работой, а это означает полную занятость 24/7.
Академические курсы в нашем центре платные, но только для тех, кто может себе это позволить. За счет дохода мы финансируем бесплатное обучение ребят из уязвимых семей, а также ведем бесплатные курсы профессиональной ориентации и инклюзивную театральную студию. Также нас поддержал один из выпускников Назарбаев Университета, который сейчас работает в частной компании, и эта компания ежемесячно делает нам небольшие пожертвования.
Вы делаете трудное, но невероятно благое дело. Что вас вдохновляет в вашей работе?
— Вдохновляет сама цель — продвижение общества, где все люди смогут быть равноценными его членами и получать равный доступ к возможностям. А еще очень заряжает моя команда и дети, с кем мы работаем. Это больше, чем работа или хобби — это уже философия моей жизни, мои ценности. Был случай, когда я с командой выступала на пресс-конференции, и в зале сидела мама ребенка, который у нас занимается — она заплакала от одних наших ответов на вопросы журналистов. Она плакала от того, что была в кои-то веки понята и принята, что мы смотрели на ее ребенка, как на личность с большим потенциалом, а не на пациента или труднообучаемого «ограниченного» человека. У меня тогда защемило сердце: до чего же ее довели, что она не верит ушам, когда слышит что-то совершенно справедливое. А ведь реализация конституционного право на обучение в школе должна быть чем-то самим собой разумеющимся, и я хочу и дальше этому способствовать.
Читальный зал для детей открылся в Назарбаев Университете
В библиотеке Назарбаев Университета открылся детский читальный зал. Теперь в рабочие дни с 8:30 до 21:00 ч., а в выходные с 11:00 до 19:00 ч. студенты, преподаватели и сотрудники смогут проводить время вместе со своими детками за чтением книг и параллельно готовиться к занятиям.
Сейчас детский фонд библиотеки состоит из 553 книг на английском, казахском, русском, китайском, филиппинском и немецком языках. Всего для обучения и исследовательской работы студентов, преподавателей и сотрудников Библиотека НУ предлагает более 180 тысяч печатных и электронных ресурсов, более 200 тысяч электронных книг по подписке и более 50 тысяч электронных журналов на английском, русском и казахском языках.
В эти дни в университете проходит онлайн-регистрация абитуриентов на программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Подробную информацию вы сможете найти на сайте apply.nu.edu.kz.
Зачем создавать ассоциацию выпускников НУ: вопросы и ответы
Наш собеседник — Арман Конкобай, Исполнительный директор общественного объединения «NU Alumni», выпускник 2015 года Школы гуманитарных и социальных наук Назарбаев Университета. Арман рассказывает о деятельности и планах новой организации.
— После первого выпуска в 2015 году выпускники НУ, в марте 2016 года, создали свою первую группу из небольшого числа инициативных выпускников. С 2015 года, общее количество выпускников нашего университета уже превысило 2600 человек, и мы решили, что его пора регистрировать официально, в качестве общественного объединения. И в ноябре 2018 года зарегистрировали организацию «NU Alumni». Мы хотим акцентировать внимание на конкретные дела, такие как поддержка инициатив наших выпускников и взаимодействие с сообществом НУ. При разработке организационной структуры и планов NU Alumni мы опирались на подобный опыт иностранных ВУЗов, использовали существующие best practices в организации объединений выпускников. Ориентиром для нас являлись примеры успешно действующих ассоциаций выпускников университетов США.
Что входит в круг ваших обязанностей как руководителя объединения?
— В первую очередь — это объединение под эгидой нашей ассоциации всех выпускников университета, которые хотят поддерживать взаимодействие со своей альма-матер. В наших планах – учредить стипендию от выпускников студентам университета из числа представителей социально уязвимых слоев населения либо особо отличившимся своим участием в общественной и социальной жизни НУ. Планируем создание института менторства, когда выпускники будут выступать в качестве наставников для ныне обучающихся студентов. В принципе, сейчас подобная практика уже существует, но мы хотим вести работу на системной основе.
Также мы собираемся ежегодно проводить форум выпускников, который станет площадкой для общения выпускников, совместного обсуждения самых разных проблем, с которыми они сталкивались после окончания обучения в университете. Все это и много другое пока еще в наших планах, но мы уже начали работу для претворения этих планов в жизнь.
Из работающих проектов могу назвать проведение интеллектуальных игр. Пока мы еще только в начале нашего пути, поэтому основная задача для нас сейчас — наладить работу организации, донести до сообщества университета цель и миссию NU Alumni, наладить networking.
Как вы считаете, в чем польза создания подобных объединений выпускников?
— Думаю, что создание подобных объединений очень важно, как для выпускников, так и для самого университета. Для выпускников это способ организовать и использовать свои профессиональные и социальные связи, налаживать контакты. Успешные выпускники, в свою очередь, способствуют улучшению репутации университета и привлечению абитуриентов, в том числе (учитывая широкую географию размещения наших выпускников) и из зарубежных стран. Кроме того, ассоциация выпускников может в перспективе помогать студентам с трудоустройством, вкладывать средства в развитие университета, его школ и программ, проводить интересные мероприятия совместно с университетом.
Какие моменты из жизни обучения в университете вы вспоминаете?
— Весь период обучения в университете был очень насыщенным и интересным, и мне сложно выделить что-то, что больше всего запомнилось мне. Я с удовольствием вспоминаю о своей жизни в студенческом общежитии – о моментах заселения, о трудностях в учебе и подготовке к экзаменам, об участии в студенческой самодеятельности, акустических вечерах, концертах и работе многочисленных клубов. Одним словом, это вся разнородная гамма эмоций, чувств и приятных воспоминаний, которые, думаю, испытывает каждый студент, проживавший в период обучения на кампусе университета.
Как часто Вы встречаетесь со своими сокурсниками?
— В силу своей работы со своими сокурсниками и другими выпускниками я встречаюсь очень часто. Надо сказать, что немало студентов после выпуска не хотят терять связь со своей альма-матер, стараются узнавать новости об университете и, по возможности, участвовать в университетских мероприятиях. Сегодня у наших alumni есть свой веб-сайт, социальные сети, телеграмм-канал. К тому же сейчас мы начали работу по формированию базы данных наших выпускников, и я периодически выхожу на связь с выпускниками разных лет.
Какой совет вы можете дать нынешним студентам?
— Я считаю наш университет лучшим местом для реализации своего потенциала. По крайней мере, для меня это было так. И самое главное, что здесь ты находишься в своей родной стране, получая образование мирового уровня у профессоров из лучших вузов мира. Поэтому советую ценить каждый момент, проведенный в стенах университета и максимально пользоваться всеми возможностями, которые им предоставляет сегодня Назарбаев Университет.
В Высшем попечительском совете сохраняется прежний состав
Основатель нашего Университета и Первый Президент Казахстана г-н Нурсултан Назарбаев сохраняет свою позицию Первого Председателя Высшего Попечительского совета Назарбаев Университета, Назарбаев Интеллектуальных Школ, Назарбаев Фонда. В компетенции Высшего попечительского совета входит: утверждение стратегии развития, уставов Университета, Интеллектуальных школ и Фонда; порядка распоряжения имуществом; формирование Попечительских советов Университета, Интеллектуальных школ и Фонда; реорганизация или ликвидация Университета, Интеллектуальных школ и Фонда.
В настоящее время в Высший попечительский совет входят девять человек:
Назарбаев Нурсултан Абишевич, Первый Президент Республики Казахстан, Первый председатель Высшего попечительского совета
Сагинтаев Бакытжан Абдирович, Государственный секретарь Республики Казахстан
Исекешев Асет Орентаевич, Руководитель Администрации Президента Республики Казахстан
Тажин Марат Муханбетказиевич, Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан
Акишев Данияр Талгатович, Советник Президента Республики Казахстан
Мамин Аскар Узакпаевич, Премьер-Министр Республики Казахстан
Шамшидинова Куляш Ногатаевна, Министр образования и науки Республики Казахстан
Масимов Карим Кажимканович, Председатель Комитета национальной безопасности Республики Казахстан
Катсу Шигео, Президент автономной организации образования «Назарбаев Университет»
Проект ReLive получил грант Всемирного банка
Команда научного стартап-проекта Назарбаев Университета по реабилитации инсультных пациентов ReLive получила грант Всемирного Банка в рамках совместного проекта с МОН РК «Стимулирование продуктивных инноваций».
— Полученные средства от гранта пойдут на разработку программного обеспечения экзоскелета. На следующем этапе наша команда займется проведением испытаний, сертификацией и регистрацией изобретения. После этого продукт будет доступен для продажи, — сообщил Бейбит Абдикенов, докторант Школы инженерии Назарбаев Университета.
Следует отметить, что 7-8 марта 2019 г. команда ученых во главе с профессором Школы инженерии Назарбаев Университета Прашантом Джамвалем и Бейбитом Абдикеновым успешно выступила на специальной выставке под эгидой ООН «Assistive Technology in Accelerating Learning and Participation of Children with Disabilities» (Вспомогательные технологии в ускорении обучения и участия детей с ограниченными возможностями) в Женеве (Швейцария).
— Мы продемонстрировали наше изобретение представителям более 160 постоянных делегаций Организации Объединенных Наций в Женеве, международных и неправительственных учреждений, научных и исследовательских сообществ, организаций инвалидов, а также отраслевым партнерам и изобретателям из многих стран. Наша команда получила благоприятные отзывы и признание от Генерального директора ООН, г-на Михаэля Меллера, Верховного комиссара по правам человека, г-жи Мишель Бачелет, комиссара ЕС по цифровым технологиям и обществу, г-жи Марии Габриэль, заместителя генерального директора по готовности к чрезвычайным ситуациям и ответным действиям (ВОЗ), г-жи Афшан Хан, регионального директора ЮНИСЕФ по Европе и Центральной Азии. Используя эту возможность, мы рассказали о нашем университете и Казахстане, и мы верим, что добились успеха в нашей миссии, — поделился профессор Прашант Джамваль.
Наурыз мейрамы в Назарбаев Университете
29 марта в Назарбаев Университете состоялось ежегодное празднование «Наурыз мейрамы» для гостей, студентов и сотрудников университета. Впервые в этом году, в рамках праздничной программы состоялась ярмарка международных студентов Назарбаев Университета, а также фестиваль культур разных стран при поддержке посольств и зарубежных представительств, аккредитованных в Казахстане.
Кроме того, гости смогли посетить казахский этно-аул и увлекательные мастер-классы ремесленников, ярмарку международных студентов, приобрести национальные сувениры, посмотреть праздничный концерт и представления национальных культур зарубежных стран, а также принять участие в спортивных состязаниях, викторинах, играх и детских развлечениях. Всем участникам предлагались праздничные угощения.
В честь праздника в Назарбаев Университете открылась фотовыставка «Hello, Aul». Выставка организована выпускниками университета, которые четвертый год подряд на волонтерской основе преподают английский язык в сельских районах Казахстана.
«Начиная с 2016 года, вот уже более тысячи сельских школьников из Алматинской области, Жамбылской области и Южного Казахстана прошли курсы начального английского языка», – рассказывает Бакнур Зиябеков, руководитель общественное объединения “Alpha Academy” білім академиясы” (г.Алматы), выпускник Высшей школы образования Назарбаев Университета.
Следует отметить, что в Назарбаев Университете работают профессора из 55 стран мира и обучаются студенты из 17 стран мира.
Хорошие новости!
Новостной дайджест «NU Magazine» вошёл в топ-3 победителей XI ежегодного международного конкурса «Пресс-служба Года - 2018» в номинации «Лучшее электронное корпоративное СМИ». Церемония награждения состоится 19 апреля в г. Москва.
Бюллетень ЦКП
Уважаемое сообщество НУ!
Центр карьеры и профориентации НУ представляет вашему вниманию
Бюллетень за март!
Приятного чтения!
© 2019 Пресс-офис